Товарищество Собственников Жилья является узаконенным представителем владельцев жилья в многоквартирном доме. Функционирование такого товарищества обычно направлено на благополучие всех жильцов. Однако так может быть не всегда. Что входит деятельность ТСЖ?
Согласно Жилищному кодексу, ТСЖ – это объединенная группа владельцев квартир одного или нескольких многоквартирных домов, располагающихся рядом на участке с общей границей или общей инфраструктурой. Такие Товарищества выступают в виде некоммерческой организации.
Порядок деятельности ТСЖ
Вступление в ТСЖ осуществляется на добровольной основе. При этом в случае, если менее половины жильцов изъявило желание вступить в ТСЖ, то объединение не сможет продолжать эту деятельность и ликвидируется.
ТСЖ формируется для удовлетворения потребностей жильцов, касающихся непосредственно проживания в многоэтажном доме. И призвано защищать интересы лиц, владеющих квартирами. Но, к сожалению иногда благо собственников уходит на второй план.
В таких случаях довольно часто создаются конфликты. Как правило, собственники довольно часто не знают, насколько правомерны действия организации.
Иногда владельцы квартир не представляют, что их права нарушены. Даже если это очевидно, не многие знают о возможности влиять на Товарищество и куда обращаться, чтобы отстоять свои интересы.
В России действует больше 50ти актов, которые деятельность ТСЖ регулируют. Где главным нормативным документом является ЖК РФ.
Основание для жалобы
Распространенными причинами для обращения с жалобами являются следующие случаи:
- Нарушение правил владения помещением. В качестве примера можно взять перепланировку незаконно. Это легко может стать основанием для обращения к судебным властям с жалобой.
- Тарифы на услуги ЖКХ неоправданно высокие. ТСЖ имеет возможность искусственным образом повышать стоимость коммунальных услуг. Примером может послужить включение в тариф затраты управляющей организации.
- Использование имущества многоэтажного дома в в личных целях. К примеру, ситуация, когда помещение общего пользования предоставляется в аренду знакомому председателя по сниженной цене или бесплатно.
- Требование оплатить долг других жильцов. Возникают случаи, когда после покупки жилья, ТСЖ начинает требовать у нового собственника оплаты долгов за прошлого собственника квартиры.
- Принятие незаконных решений. Факт таких действий собственникам выявить нелегко. При появлении подозрений на нарушение закона желательно обратиться для консультации к юристу по такому характеру вопросам.
Если действия ТСЖ осуществляются вразрез с призванием организации, их нужно прекратить.
Как писать жалобу на ТСЖ
Обычно жалоба на ТСЖ оформляется в свободной форме. Несмотря на отсутствие образца следует указать в ней ниже приведенную информацию:
- адрес дома;
- данные ТСЖ, которое обслуживает дом;
- суть проблемы;
- дата, с которой появилась проблема;
- данные о наличии других обращений по существу вопроса, если они были в том числе в устной форме;
- определенные требования;
- дата составления жалобы, подпись.
Рекомендуется внести уточнение в обращении, что собственник, в отличие от ТСЖ, выполняет личные обязательства, и финансовые в том числе. Именно этот факт позволяет ему затребовать профессиональной и качественной работы Товарищества.
Необходимо также написать замечание о том, что на жалобу ответ ожидается в письменной форме. Это будет служить доказательством того, что ТСЖ было рассмотрено заявление, но не удовлетворило требования жильцов.
Желательно указать дополнительный пункт в ситуации, если вопрос не будет разрешен, намерение обратиться в вышестоящие органы. Это подтвердит серьезность вашей претензии.
В зависимости от ситуации можно сослаться на ФЗ «О защите прав потребителей» или ЖК РФ (ст. 27-31).
Если после вашего обращения вопрос так и ре урегулирован, то нужно написать заявление в другие инстанции. В обращении следует прописать количество обращений в ТСЖ с датами. В виде подтверждения приложить копии ранее отправленных жалоб и ответов ТСЖ, при наличии.
Квалифицированный юрист сможет дать консультацию и оказать помощь в решении проблемы в пользу собственников жилья многоэтажного дома. И окажет помощь в грамотном составлении жалобы.
В первую очередь, обращаться с претензией следует в правление ТСЖ. Его структура состоит из председателя и выбранных представителей Товарищества. Возможно, разрешить вопрос получится исключая привлечения 3-их лиц и других инстанций.
Вариант коллективной жалобы
Коллективная жалоба обладает большим весом. Так, в случае недовольства одним собственником тем, как обстоят дела, с учетом того, что остальных ситуация устраивает, вероятно добиться пересмотрения решения не удастся.
По-другому будет обстоять дело, когда под претензией будут стоять подписи большого количества собственников. Чем больше количество лиц согласятся с фактом уклонения от закона, тем больше шанс оказать влияние на ситуацию.
Оформляется обращение в письменном виде. Необходимо подготовить 2 экземпляра. Один из них будет подан в правление ТСЖ, второй останется на руках со штампом о принятии. На штампе должна быть указана дата подачи и номер жалобы.
Конечно, в случае неправомерных действий замешаны председатель или правление ТСЖ, то поданная жалоба не даст никакого результата. В такой ситуации надо жаловаться в вышестоящие органы.
Заявление следует направить в ниже перечисленные учреждения:
- Гос. жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор;
- Судебные органы;
- Прокуратура.
В прокуратуру или суд стоит обращаться, только когда в двух первых учреждениях не удалось разрешить проблему. Для того чтобы прокуратура стала заинтересована проблемой хватит уличения Товарищества в невыполнении своих обязательных функций.
Они обязаны проверить обстоятельства, подробно рассмотреть дело и принять решение. Однако, направление жалобы следует производить в прокуратуру только после того, как ТСЖ отклонит одно или несколько заявлений.
Необходимо обратиться в ТСЖ, даже если заведомо известно что решение проблемы не произойдет. Если пропустить данный этап, то прокуратуре при выяснении обстоятельств могут ответить, что Товарищество было не в курсе сложившейся проблемы.
Претензия на председателя ТСЖ
Как правило, основной проблемой работы ТСЖ является некомпетентность председателя или халатность. Именно от руководителя зависит выполнение функционала организации.
ТСЖ нередко не справляется со своей задачей. Неработающий лифт, грязь в подъездах и другие неприятные моменты естественно вызывают недовольство жильцов квартир. Каким образом повлиять на председателя?
Здесь будет аналогичная схема воздействия. Сначала нужно направить жалобу коллектива в правление ТСЖ, затем, в случае отсутствия положительного эффекта – в Роспотребнадзор или инспекцию. Если и там не получилось урегулировать вопрос, то дело следует передать – в суд или прокуратуру.
Компетентные органы проведут расследование и выпишут управлению ТСЖ предписания с требованием устранить выявленные недостатки.
Помимо непрофессионализма могут существовать и другие проблемы. Например, в случае не предоставления собственникам документации ТСЖ для ознакомления. Но загвоздка заключается в том, что законодательством процедура ознакомления с бумагами Товарищества не регламентирована.
Разработка правил получения доступа ТСЖ происходит самостоятельно. Однако право просмотреть документы у владельцев жилья все же есть.
Вопрос о правомерности ситуации здесь во многом зависит от предназначения документов. Если это протоколы собрания или учредительная документация – такие бумаги выдают без проблем.
Совсем по-другому обстоят дела, если владелец квартиры хочет взглянуть налоговые или бухгалтерские отчеты. К таким документам доступа нет у граждан, не состоящих в Товариществе.
В данном контексте можно столкнуться с такой ситуацией, где руководитель не имеет заинтересованности в выполнении обязательств.
Последовательность рассмотрения жалобы
Сроки и порядок рассмотрения заявления регламентированы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Процесс приема претензий осуществлен на безвозмездной основе, за исключением исковых заявлений в суд.
Бывают случаи, когда после отправки документа в вышестоящие инстанции, ТСЖ устраняет недочеты в своей работе. В этой ситуации нужно подать повторное обращение в учреждение с просьбой закончить рассмотрение дела.
Период рассмотрения жалобных обращений граждан составляет 30 дней. Если рассмотрение требует больше времени, об этом заявителя уведомят.
Итогами рассмотрения может быть или отказ, так как нарушений не выявлено, или решение вопроса с привлечением к ответственности председателя и участников правления.