Одним из важнейших этапов проведения любой сделки по покупке или продаже квартиры, дома, земельного участка является оформление права на недвижимость.
Это обязательная, официальная, регулируемая законом процедура, которую осуществляет Росреестр.
Независимо от того, как была проведена сделка, и какой договор был заключен: простой письменный или удостоверенный нотариусом, Вы должны передать документы в Росреестр, чтобы правильно оформить недвижимость. Если недвижимость не прошла процедуру регистрации в уполномоченном органе, она не считается принадлежащей своему владельцу.
Сбор необходимых документов
Как и в большинстве случаев, первая процедура, с которой необходимо разобраться, чтобы оформить недвижимость – это сбор и подготовка необходимого комплекта документов, без которого Ваше обращение в Росреестр будет просто бессмысленным.
Так, наиболее распространенный случай – это оформление права на квартиру. К документам, необходимым для проведения этой процедуры относятся:
- документы всех будущих собственников или одного собственника, удостоверяющие личность гражданина;
- документ – основание возникновения права собственности. Это может быть любой правоустанавливающий документ, например, договор купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о наследовании и др. Этот документа должен четко и определенно указывать на причины того, почему недвижимость должна быть оформлена в Вашу собственность, в силу каких обстоятельств это происходит.
- техническая документация, которую можно получить в БТИ. К ней относится технический паспорт объекта, кадастровый паспорт, поэтажный план всего здания и экспликация квартиры.
- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
Это самые основные документы на недвижимость, при регистрации права учитывайте, что в зависимости от конкретной ситуации в этот список будет необходимо добавить и другие справки и документы.
В том случае, если Вам нужно оформить в собственность дом, основными необходимыми документами будут являться:
- документы удостоверяющие личность
- кадастровый паспорт объекта.
Если дом новый, только построенный в Росреестр необходимо принести:
- документы, подтверждающие Ваши права на земельный участок, на котором располагается дом,
- а также документы, удостоверяющие факт постройки, например, разрешение на ввод в эксплуатацию.
Если дом переходит Вам по наследству, не забывайте о Свидетельстве, подтверждающем право на наследство и соглашении о разделе имущества, если наследников несколько.
При покупке дома необходимо представить правоустанавливающие документы продавца и договор купли-продажи, согласно которому дом переходит к Вам.
Для оформления земельных участков соберите пакет документов, который будет включать: заявление, квитанцию о внесении государственной пошлины, документ – основание для оформления земли в собственность, а также кадастровые документы, которые выдаются после прохождения процедуры межевания и постановки на учет в кадастровой палате.
Процедура оформления права собственности на недвижимость
Подготовив необходимый пакет документов, следующий шаг – обратиться в местное отделение Росреестра.
Сотрудник, примет Ваше заявление, проверит наличие всех необходимых документов, заверит их копии и выдаст Вам расписку о получении документов.
Если каких-либо справок не хватает, Вы сможете получить инструкции по поводу того когда, где и в какие сроки их необходимо получить.
На сегодняшний день у Вас есть возможность подать все документы для регистрации тремя основными способами:
- лично, обратившись в соответствующее отделение Росреестра;
- через представителя, который должен иметь нотариально заверенную доверенность на совершение указанных действий по передаче документов на регистрацию;
- заказным письмом по почте – наиболее рискованный способ, поскольку если в документах не хватает каких-либо справок и форм, узнать Вы об этом сможете только из документа, уведомляющего Вас о том, что регистрация приостановлена.
Когда все документы приняты, по ним сотрудниками Росреестра проводится соответствующая проверка. Они должны убедиться, что представлены подлинные документы, а все данные, указанные в них корректны.
После проверки может быть принято одно из двух решений:
- Если документы не соответствуют требованиям закона, в регистрации прав будет отказано.
- При наличии всех необходимых документов, их корректности и подлинности в ЕГРП будет внесена запись о праве и собственнику выдадут свидетельство. После этого процедура завершается.
Как оформить квартиру в новостройке?
Один из самых животрепещущих вопросов на сегодняшний день – как оформить недвижимость первичного рынка, поскольку данный сегмент предоставляет гораздо больше возможностей для покупки бюджетного жилья.
В целом процедура оформления квартир в новостройке мало чем отличается от обычной, однако, многое зависит от пакета документов.
Так, к документам, которые необходимо представить в данном случае будут относиться:
- акт приемки квартиры в новостройке;
- копии документов, подтверждающих ввод дома в эксплуатацию;
- акт реализации инвестиционного договора на проведение строительных работ.
Данные документы Вам необходимо взять у застройщика, с которым был заключен договор долевого участия или купли-продажи. В случае, если застройщик отказывает Вам, решить данный вопрос Вы сможете через суд, обратившись с соответствующим иском.
Обращайте внимание также на качество документов, которые Вам выдают.
Так, в соответствии с Законодательством РФ, документы, имеющие зачеркивания, приписки, потертости и исправления – не могут быть приняты для оформления права собственности.
Оформление ипотечной недвижимости
Такая квартира всегда становится залогом возврата денежных средств кредитной организации, то есть выступает обеспечением по ипотечному кредиту.
До тех пор, пока кредит не будет выплачен полностью – собственник сможет распоряжаться недвижимостью в ограниченном объеме: только с согласия банка – в этом и состоит обременение.
Помимо всех указанных выше документов в пакет для регистрации необходимо включить закладную со всеми приложениями к ней. После проверки всех сведений, получить свидетельство.