Любой бизнес рано или поздно сталкивается с необходимостью снять помещение под офис. Аренда офиса – дело достаточно непростое и ответственное.
Как и при любых других сделках с недвижимым имуществом, здесь присутствует большое число рисков, которых Вы как самое заинтересованное лицо должны постараться избежать.
Конечно же, как и любой бизнесмен, Вы заинтересованы снять офис недорого, на самых рентабельных условиях. Он должен отвечать всем Вашим требованиям и желаниям.
Почти всегда остро стоит вопрос о том, чтобы арендовать офис как можно быстрее, в сжатые сроки и, без всяких сомнений, юридически грамотно.
Анализ существующего рынка офисов и их потребностей
В самом начале поиска, прежде чем начать предпринимать какие-либо активные действия, определитесь с тем, что конкретно Вам нужно, и что предстоит искать. Выбор помещения зависит от многих факторов, к которым относятся и платежеспособность предпринимателя, особенности бизнеса, статус клиентов и др.
Поможет в этом разобраться и соответствующий анализ рынка. Изучите все возможные предложения и наиболее подходящие Вам, постарайтесь примерно определить бюджет, который готовы выделить на аренду, с учетом существующих предложений.
Существует несколько причин, почему снимать помещение гораздо выгоднее, чем сразу покупать аналогичное:
- Так, например, выбрав офис в достаточно престижном районе, через несколько лет Вы рискуете обнаружить, что район стал не таким уж престижным и дальнейшее расположение офиса в нем – нецелесообразно, в таком случае и сдать в аренду помещение будет тоже проблематично;
- С годами также могут появиться новые более интересные предложения: бизнес – центры, деловые центры, многие помещения освободятся, поскольку крупные фирмы наверняка будут изменять свою локацию;
- Кроме того, как один из собственников помещений в здании Вы будете нести ответственность за содержание основного здания, если же Вы выступаете в качестве арендатора, этот вопрос и дополнительные расходы Вас не затронут.
Однако, в некоторых случаях, например, если Вы планируете снять офис на очень длительный срок и Вам не слишком важно его месторасположение – лучше все-таки совершить покупку. Если Ваша компания не готова к такой крупной инвестиции, Вы можете воспользоваться кредитными средствами.
Выбор помещения для работы
Перед тем, как начать искать помещение, нужно определиться с основными критериями его выбора. Так, самое значительное влияние оказывают месторасположение офиса, размеры и категория, к которой он относится. Конечно же, ключевым фактором, который окажет влияние на все остальные, будут являться Ваши финансовые возможности как арендатора.
Месторасположение
Не забывайте о том, что рядом должны быть остановки транспорта, желательно – нескольких его видов, метро. Парковочные места будут дополнительным плюсом. Многое также будет зависеть от статуса клиентов и других лиц, которые будут посещать Вашу компанию.
Важных клиентов, бизнес – партнеров, лучше всего приглашать в элитные бизнес- центры, фирмам же оказывающим бытовые услуги выбирать такое месторасположение крайне нецелесообразно.
Если офис нужен только для внутренних нужд и работы персонала, выбирать центральные районы и места с большой пропускной способностью просто нет смысла: Вы потратитесь на аренду, однако, влияния на прибыль Вашей компании это не окажет.
В таком случае можно рассмотреть спальные районы и небольшие офисы на первых этажах жилых домов. Однако, не забудьте посчитать возможные издержки, если офис находится в слишком труднодоступном месте, вероятнее всего придется организовать доставку сотрудников к месту работы и домой.
Категория и размеры офиса
Что касается класса офиса, то в нашей стране, в отличие от западных, он зависит не от престижности и уровня здания, а от внутреннего ремонта и состояния самого помещения. Таким образом, в одном здании могут располагаться и офисы класса С, и более престижные офисы класса B.
Однако, в некоторых случаях, даже профессионалам не под силу определить, к какому из классов можно отнести недвижимость. Лучше всего, опять же ориентироваться на функции фирмы и потребности клиентов.
Размеры офиса должны напрямую зависеть от количества сотрудников, которые будут в нем постоянно находиться и количества клиентов, которые потенциально будут посещать офис ежедневно.
Очень маленький офис, заставленный столами и кишащий людьми – будет вызывать сильное психологическое напряжение, как у сотрудников, так и у посетителей, однако, и наличие излишнего свободного места – нецелесообразно.
Аренда офиса без посредников?
Как уже говорилось выше, аренда офиса связана с определенными рисками, как для арендатора, так и для арендодателя.
При этом, Вы должны очень хорошо ориентироваться на рынке недвижимости в целом, постоянно отслеживать изменения, появление новых вариантов для аренды. Кроме того, чтобы провести сделку грамотно с юридической точки зрения, Вам нужно разбираться и хорошо ориентироваться в законодательстве и составлении различных документов, которые без сомнений Вам пригодятся, чтобы снять офис.
Многие владельцы компаний для того, чтобы минимизировать риски, а также освободить свое время, прибегают к помощи агентств недвижимости, которые полностью сопровождают сделку.
Грамотные специалисты (риелторы), хорошо разбирающиеся в рынке, смогут подобрать для Вас наиболее подходящие варианты, проверить добросовестность арендодателя, юридическую чистоту помещения, правильно составят документы: договор, акт приема – передачи, и будут сопровождать Вас на всех этапах вплоть до заключения договора и передачи денег и помещения.
Самое важное, что нужно учесть, если Вы планируете доверить аренду офиса агентству недвижимости – это его репутация.
Убедитесь, что Вам окажут полный спектр услуг, ознакомьтесь с отзывами о работе специалистов, узнайте, как долго существует агентство.
Заключение договора
Заключение договора – один из важнейших этапов от его юридической грамотности будут зависеть Ваши дальнейшие нормальные взаимоотношения с арендодателем.
Первое, на что следует обратить внимание – это наличие в договоре полного описания предмета договора – т.е. должно быть полностью описано помещение от собственника, которое Вы арендуете. В договоре необходимо указать точный адрес, приложить к нему кадастровый план и регистрационные данные из ЕГРП.
Договор должен содержать такие сведения, которые помогут определенно установить объект, который сдается в аренду. Иначе, сделка будет считаться недействительной, и не повлечет никаких юридических последствий.
Если вы имеете дело с субарендой, помимо прав собственника, уточните наличие возможности у арендатора сдавать помещение в аренду. Возможность субаренды обычно закрепляется одним из пунктов договора аренды.
Представитель компании – арендодателя должен обладать полномочиями по заключению подобных сделок, обычно такими полномочиями наделяет приказ. Если представитель осуществляет деятельность по доверенности, к договору аренды необходимо приложить её копию.
Другими пунктами договора, которые также стоит проверить, будут являться коридорный коэффициент, который представляет собой плату за места общего пользования и дополнительные услуги, такие как парковка, охрана и др.
Такие расходы могут достаточно существенными и обычно указываются в договоре как отдельный пункт, или выражаются в виде коэффициента. Если арендодатель не указывает этих расходов отдельно, а просто повышает арендную стоимость – подписывать такой договор не стоит.
Кроме того, проследите, чтобы реальные размеры помещения и размеры, указанные в договоре и технической документации совпадали. Часто бывают случаи, когда за счет перепланировки, не зафиксированной в документах, фактическая площадь помещения уменьшается, а арендодатель завышает площадь в договоре.
Договор также будет считаться не заключенным, если в нем не указана сумма и форма оплаты за помещение. В некоторых случаях, указывается сумма за все помещение, в других – стоимость единицы площади, например цена за квадратный метр.
В настоящее время, в соответствии с законодательством, арендодатель не имеет права в одностороннем порядке повышать сумму арендных платежей. Поэтому в договоре лучше всего прописать, как и на каких условиях это будет происходить. Например, по обоюдному согласию арендодателя и арендатора, не чаще 1 раза в год.
Поражаюсь своей наивности – раньше я думал, что офис может быть на краю цивилизации – не торговля ж! Нашел без проблем на авито помещение со свежим ремонтом, отличным инетом, охраной, даже мебелью, но стал наблюдать тотальные опоздания на работу и нежелание новых соискателей ездить так далеко, если они не проживали в соседних районах. В прочем найти адекватную замену было не трудно все там же, сделал для себя вывод – офис может быть и не в центре, но как минимум пусть будет в месте, где отличная транспортная развязка, есть парковка и кафешки…