Один из довольно удачных и прибыльных вариантов инвестирования – покупка коммерческой недвижимости и сдача её в аренду. Таким способом можно обеспечить себе достойный и стабильный пассивный доход.
Как никто другой, инвестируя деньги таким способом, Вы будете заинтересованы в том, чтобы как можно более выгодно сдать такое помещение в аренду. В первую очередь, то насколько выгодно Вы сможете сдать коммерческое помещение, будет зависеть от количества вариантов его использования. Чем их больше – тем лучше. Вероятность того, что сдать помещение не удастся, особенно в кризисные времена – будет стремиться к нулю.
Помещение может быть предназначено под магазин, офис, склад, предприятие общественного питания и для других целей. Кроме того, на возможности по сдаче окажут значительное влияние размеры помещения и его месторасположение. Это те факторы, на которые нужно обратить внимание ещё при покупке.
Основные принципы аренды
Главное, помнить два основных принципа.
Первый принцип – начать с тщательного мониторинга рынка и объективно оценить свою конкурентоспособность. Изучите стоимость аналогичных предложений аренды, расположенных в том же или похожем районе города.
Взвесьте все плюсы и минусы конкретно Вашего предложения, поставьте себя на место потенциального арендатора и с помощью этих приемов определите наиболее адекватную стоимость для сдачи Вашего помещения.
Кроме того, Вы можете обратиться в агентство, которое даст рекомендации по поводу стоимости аренды и грамотно оценит недвижимость.
Как правило, эта услуга бесплатна и ни к чему Вас не обязывает, однако очень полезна, оценить объективно свою собственность нередко бывает достаточно сложно.
Второй принцип касается поиска арендатора для своего объекта. Вы можете сделать это самостоятельно.
Сейчас практически не ограничены возможности по поиску арендаторов в интернете, на различных рекламных площадках и сайтах, принадлежащих агентствам недвижимости.
Кроме того, не худший способ сдать недвижимость знакомым предпринимателям, причин сомневаться в добросовестности которых, просто нет.
Аренда торгово-офисного помещения сейчас один из наиболее востребованных сегментов на рынке недвижимости, поэтому остаться без арендатора крайне сложно. Но проделать достаточно большой объем работы по поиску подходящего именно Вам арендатора – всё же придется.
Если Вы ограничены во времени или просто не хотите заниматься достаточно рутинной работой по поиску арендатора, можете переложить эту функцию на агентство недвижимости.
Как правило, агентства имеют собственную базу заинтересованных субъектов рынка, грамотно проверяют всех, с кем работают и готовы работать в сжатые сроки на результат.
Услуги агентства не бесплатны, но они полностью себя окупают, поскольку высвобождают значительную часть Вашего времени.
Пошаговая инструкция
Чтобы сдать в аренду коммерческое помещение нужно выполнить всего несколько последовательных шагов.
Шаг 1 – Выбор площадки для рекламы
Начать нужно с того, чтобы определиться с тем, кто будет заинтересован именно Вашего помещения. Какой уровень бизнеса: малый, средний, крупный, и какое направление деятельности соответствуют назначению Вашего помещения.
Проанализировав эти факторы, Вы легко определитесь с тем, на каких рекламных площадках «обитает» интересующая Вас целевая аудитория и можете смело размещать там объявление об аренде, например, торгово-офисных помещений.
Шаг 2 – Оценка помещения
Здесь необходимо провести тщательный анализ факторов, которые окажут влияние на стоимость аренды. Вы можете доверить это профессионалам, как уже говорилось выше, либо провести оценку самостоятельно.
При этом учитывайте, что значительное влияние оказывает расположение помещения, транспортная доступность, близость метро и остановок общественного транспорта. Инфраструктура района: наличие рядом магазинов, кафе, парковочных мест также будет плюсом к повышению стоимости.
На стоимость аренды окажут влияние и внутренние характеристики: наличие телефонных линий и выделенного интернета, состояние помещения, ремонт.
Хорошая система кондиционирования, отопления, сигнализация, наличие мебели, минимум перегородок, отдельный вход – хорошие бонусы, которые будут интересны многим арендаторам.
Шаг 3 – Составление и размещение объявления
Чтобы быстро и выгодно сдать в аренду помещение нужно подготовить грамотное продающее объявление, которое подчеркнет все выгоды арендатора от сотрудничества с Вами. Хорошие фотографии, если есть что показать, наличие схемы планировки – огромный плюс к объявлению.
После того, как всё готово, размещайте объявление на ресурсах, которые интересны Вашим потенциальным арендаторам. Это могут быть печатные СМИ, доски объявлений, сайты агентств недвижимости, профессиональные бизнес – форумы, социальные сети и др.
Чем больше объявлений, тем лучше – это возможность более широкого обхвата аудитории.
Шаг 4 – Переговоры и показы недвижимости
Будьте готовы потратить на телефонные переговоры достаточно большое количество времени. Кроме того, придется встречаться с арендаторами, отвечать на их вопросы, рассказывать о достоинствах Вашего предложения.
На показах также будьте готовы подтвердить свое право распоряжаться помещением: возьмите с собой документы, на основании которых Вы осуществляете данное право, как правило, это свидетельство о праве собственности.
Шаг 5 – Заключение договора аренды
С арендатором, который более других будет заинтересован взять помещение в аренду, будет разумным более детально обсудить условия.
Существенные условия – это порядок оплаты аренды, срок аренды и возможности его продления или досрочного прекращения, обоюдные права и обязанности. Обсудите также ответственность за причинение вреда помещению.
Типовой текст договора можно легко найти в интернете, однако, в каждой конкретной ситуации он требует детальной проработки и включения дополнительных необходимых условий.
В дальнейшем, после подписания договора и начала сотрудничества от Вас потребуется только контролировать своевременность поступления платежей. Кроме того, не забывайте проверять состояние самого помещения, чтобы вовремя реагировать на ущерб, который может быть причинен.