Аренда как квартир, так и нежилых помещений, сегодня практикуется постоянно. Недвижимость сдается и снимается на разные сроки, согласно заключенным договорам. Оплата тоже происходит по-разному: авансом или ежемесячно. Договора об аренде заключаются, так как этого требует действующее законодательство и Налоговый кодекс.
Но вот оплата за жилье часто происходит без соответствующего документального оформления, деньги просто передаются из рук в руки.
Такая непредусмотрительность может доставить неприятности как арендатору, так и арендодателю, если между ними возникнут разногласия. Расписка о передаче денег – нужный и важный документ.
Для чего нужна расписка
Если и собственник и арендатор – физические лица, то расписка в данном случае является односторонним документом, подтверждающим факт передачи денежных средств в счет оплаты жилья, и их получения.
В случае отсутствия расписки, особенно рискует арендатор, ведь согласно статье 619 ГК РФ, собственник вправе раньше срока расторгнуть договор аренды, если квартирант в течение двух месяцев не вносил плату за жилье.
На практике, к сожалению, нередки ситуации, когда непорядочные арендодатели именно так и поступают с целью наживы.
Арендодатель же, имея данный документ, сможет представить ее в Налоговую инспекцию, так как ее сотрудникам расписки требуются для подтверждения проведения платежа. Поэтому документ составляется в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.
В какой форме составляется расписка
Никакой особой формы оформления расписки не существует.
Однако есть важные моменты, которые следует учесть:
- Лучше, если расписка будет не напечатана, а написана вручную. При возможном разбирательстве это даст возможность идентификации почерка человека, написавшего ее.
- В документ должны быть вписаны паспортные данные, места регистрации и телефоны обеих сторон.
- В расписке должен быть указан вид арендованной недвижимости и точная сумма оплаты.
Нотариально заверять данный документ необязательно.
Но можно и сделать это, если не смущают дополнительные временные и финансовые расходы. Самый лучший вариант – присутствие свидетелей, данные которых тоже могут быть внесены в расписку.
Если оплата не передается наличными деньгами, а производится через банк, то составление расписки необязательно, ведь в банке остаются сведения обо всех операциях и времени их проведения.
Что должно быть написано в расписке?
Как уже упоминалось выше, каких-либо определенных законом обязательных форм составления не существует. Но на практике уже выработались образцы и шаблоны, которыми можно воспользоваться.
Документ должен включать в себя следующие сведения:
- название;
- данные лица, которое получило деньги;
- данные лица, совершившего платеж;
- точная сумма и назначение денег;
- срок, за который производилась оплата;
- подписи сторон;
- дата и место подписания.
Если имеются свидетели, то их данные и подписи тоже необходимо внести в документ.
Примерный образец расписки
Расписка обычно составляется от имени получателя денег, то есть арендодателя.
Расписка
5 июля 2023 года, г. Нижний Новгород
Я, Григорьева Вера Михайловна, 11.12.1960 г.р., паспорт сер.1111 № 222222, выдан ОВД Ленинского района города Нижний Новгород 12 марта 1995 года, зарегистрирована и проживаю по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Н.Лескова, д.35, кв.6, получила от Сергеева Ивана Витальевича, 03.11.1990 г.р., паспорт сер.3333 № 444444, выдан ОВД Орджоникидзевского района города Уфа 14 декабря 2006 года, зарегистрированного в городе Уфа Республика Башкортостан, ул. Халтурина, д.25, кв.3, наличные средства в сумме 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей, за аренду принадлежащей мне на правах собственности квартиры, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д.17, кв.46 за июнь 2023 года.
Арендодатель: Григорьева Вера Михайловна, подпись
Арендатор: Сергеев Иван Витальевич, подпись
Ниже, при необходимости, вписываются данные и подписи свидетелей.
Юридическая сила и сроки действия расписки
Данный документ имеет юридическую силу, даже если не заверен нотариально.
Но если, в случае судебного разбирательства, потребуется подтверждение подписей сторон, то при нотариальном заверении в этом уже не будет необходимости.
Срок действия расписки составляет три года, как и любого документа по гражданским делам. Маловероятно, что она потребуется по прошествии столь длительного времени, но лучше все же хранить расписки в течение трех лет.
Любой документ, подтверждающий сделанный платеж, очень важен, а в случае с арендой жилья он становится надежной защитой прав арендатора.